Жиры в питании
Жиры. Многочисленные исследования показывают, что при исключении из пищи жиров или при их недостатке сокращается продолжительность жизни человека, замедляется рост, снижается синтез белка, уменьшается сопротивление организма к неблагоприятным воздействиям и заболеваниям.
Жиры являются носителями ряда биологически активных веществ. Наибольшей биологической активностью обладают полиненасыщенные жирные кислоты, комплекс которых называется фактором F (биологическое значение его приравнивается к витаминам).
Жиры необходимы для нормального усвоения кальция, магния, каротина, жирорастворимых витаминов.
Соотношение жиров растительного и животного происхождения
Исследования показали, что жиры с преимущественным содержанием полиненасыщенных жирных кислот понижают возбудимость коры головного мозга. Преимущественное содержание насыщенных кислот ведет к повышению ее возбудимости. Институт питания рекомендует соотношение содержания в пище жиров животного и растительного происхождения 2:1. Однако это соотношение может колебаться в зависимости от ряда факторов, одним из которых является функциональное состояние центральной нервной системы.
Общее количество жиров, по различным рекомендациям должно составлять 0,6-1 г на 1 кг веса человека в сутки. Оказалось, что жиры, от которых еще недавно человек стремился отказаться из-за боязни заболеть атеросклерозом, служат наиболее реальными поставщиками некоторых предупреждающих атеросклероз веществ. Поэтому мнение, согласно которому следует резко увеличить пoтребление растительного масла в ущерб сливочному и другим жирам, следует считать устаревшим. Оптимальная норма растительного масла сегодня ограничивается 25-30 г в день. И столь же допустима норма 50-60 г в сутки для жиров животного происхождения: сливочного масла, свиного сала, шпика и бекона.
Преимущественное использование растительных масел рекомендовалось ранее для профилактики атеросклероза, но исследования последних лет показали, что образующиеся в результате переокисления ненасыщенных жирныx кислот перекисные соединения весьма активно реагируют с белками и могут вызвать нарушение их структур. Это одна из основных реакций, ответственных за старение. Получается парадокс: ненасыщенные жирные кислоты предотвращают возникновение «болезни старости» - атеросклероза и в то же время способствуют ускорению старения. Впрочем, дело обстоит не так уж плохо – природа заботливо защищает организм от преждевременного старения при помощи витаминов А, С, Е.
Исследования показали, что одним из важнейших факторов, определяющих ценность жиров, следует считать способность входящих в их состав жирных кислот обеспечивать синтез структурных компонентов клеточных мембран. С этой точки зрения особенно полезно употребление оливкового масла.
Жироподобные вещества
К группе жиров относят также жироподобные вещества – холестерин и лецитин. Основное место в образовании холестерина – печень. Синтез холестерина в организме увеличивается при переедании, а также при недостатке в организме инсулина и гормона щитовидной железы тироксина. Некоторые витамины (например, никотиновая кислота) и магний тормозят синтез холестерина; витамины С и Р усиливают его распад; пиридоксин способствует выведению его с желчными кислотами.
При исследовании влияния различных диет на уровень холестерина в крови выяснилось, что растительная способствовала снижению уровня холестерина, при диете же, богатой насыщенными жирными кислотами, уровень холестерина повышался. Современные исследования привели к выводу, что на увеличение уровня холестерина в организме влияет не столько содержание его в отдельных продуктах, как считали ранее, сколько нарушение, обмена веществ, вызванное неправильным питанием.
В последние годы дифференцируют и сам холестерин. Оказывается, он состоит из двух разных фракций: высокой и низкой плотности. Развитие атеросклероза связано с увеличением холестерина низкой плотности. Нормальный или умеренно повышенный уровень холестерина высокой плотности предотвращает развитие атеросклероза. Антагонистом холестерина является лецитин, который благоприятно влияет на деятельность центральной нервной системы и печени, стимулирует кроветворение, повышает сопротивляемость организма к инфекциям и токсическим веществам, препятствует развитию атеросклероза. Большое количество лецитина содержится в гречневой крупе, пшенице, отрубях, фасоли, горохе, салате. Много лецитина содержится в продуктах, содержащих холестерин (сливки, яйца, мозги и др.).
|